Книга Jaron Laier «Who Owns Future?» начинается с рассказа о поучительном совпадении.
Банкротство гиганта фотоиндустрии Kodak произошло через несколько месяцев после приобретения компанией Facebook cайта для обмена фотографиями Instagram, обошедшегося ей в миллиард долларов.
Это всего лишь один пример разрушительной динамики одного бизнеса и рождения другого. В годы расцвета в компании Kodak было занято 140 тысяч работников, а в компании Facebook трудились 13 человек. Прибыль работавших в Kodak представителей среднего класса утекла в сферу экономики, которая не в состоянии предоставить среднему классу такое же количество рабочих мест.
Одна из насущных проблем экономики заключается в том, что всё меньшее число действующих лиц занято в производстве физических товаров – всего 9% вместо 40% в годы Второй мировой войны. Однако, общий объем производства продолжает расти. Причина в автоматизации производства.
А если со временем начнётся массовое производство самоуправляемых автомобилей? Трудно себе представить, куда денутся миллионы людей во всем мире, зарабатывающих себе на жизнь, используя различные транспортные средства. И причина здесь кроется не в недостатках, присущих по Марксу капитализму, а в том пути, который мы избрали для развития общества.
Мощные силы в индустрии высоких технологий искусно убеждают нас в возможности бесплатного труда. В качестве примера можно привести предлагаемые компаниями Google или Microsoft услуги моментального, хотя и несовершенного, машинного перевода с одного языка на другой.
Раньше это была работа профессиональных переводчиков. Сейчас с задачей по переводу больших объемов текста справляется любой человек, владеющий азами работы с компьютером, даже ребёнок.
По сути машинный перевод осуществляется не с привлечением какого-то искусственного интеллекта. Вместо этого накапливается множество ранее осуществленных человеком образцов перевода, которые затем сопоставляются с предложением, нуждающимся в переводе. И почти всегда найдутся уже переведенные человеком образцы, которые сходны по своему содержанию с этим предложением. Информационная технология создала, казалось бы, чудотворный продукт, предлагаемый практически бесплатно. Но это всего лишь иллюзия, если учесть, что в переводе на самом деле участвовали многие тысячи человек. Робот лишь облегчил доступ к результату предшествовавшего человеческого труда.
Вслед за реалиями сегодняшнего дня аналогичная судьба может постигнуть работы, основанные на информационных технологиях. Десятилетие назад это произошло с музыкой, на очереди – образование. Если автоматизация охватит все, что мы считали когда-то работой, как мы будем проводить наше время и распределять создаваемые ресурсы? От судьбоносных событий нас отделяет, возможно, целое поколение, но уже сейчас надлежит задуматься.
На основе материалов Л.Г. Кравец
Статья «Как Силиконовая долина размывает экономику».
Патентное дело №2, 2014