Оборудование для нефтяных и газовых скважин

Вход
  • Поиск по сайту

    Мегапроект? Остановить!

    https://npf-paker.ru/news/industry/megaproekt_ostanovit.html
    19.11.2014

    Из-за падения цен на нефть некоторые крупные международные нефтяные проекты зависли или отменены. Их география весьма обширна

    С начала лета цена барреля нефти сорта Brent снизилась почти на 25%, со 115 до 83 долларов. Goldman Sachs понизил прогноз стоимости нефти на первое полугодие 2015 года: для Brent новая оценка средней стоимости составила 85 долларов за баррель против прогнозируемых ранее 100 долларов, для Light Sweet — 75 долларов против 90.

    Причин снижения цен несколько. Это рост добычи и экспорта нефти в Ираке, Ливии и Нигерии, это и ожидаемое к концу года снятие санкций с Ирана, и общая слабость мировой экономики, особенно китайской и европейской. Всемирная торговая организация снизила прогноз роста мировой экономики на текущий год с 4,7 до 3,1%, на 2015-й — с 5,3 до 4%. Рост сланцевой индустрии в США позволил стране почти наполовину уменьшить импорт сырья из стран ОПЕК. А Саудовская Аравия, Кувейт и Ирак без согласования с остальными членами нефтяного картеля неожиданно снизили официальные цены для азиатских потребителей, чтобы упрочить собственные позиции на рынке. Наконец, сыграл свою роль чисто финансовый фактор: укрепление доллара в связи со сворачиванием программ стимулирования экономики. Если в конце 2013 года соотношение евро/доллар составляло 1,38, то сейчас — 1,28. Поскольку цены формируются в долларах, то дорожающий доллар — важнейший фактор снижения цен на нефть.

    Мегапроекты под ударом

    Падение цен вынуждает нефтяные компании перекраивать инвестиционные программы по проектам, которые рентабельны лишь при высокой стоимости топлива. География этих проектов весьма обширна: от сланцевых месторождений США до глубоководных в тропиках.

    По оценке аналитиков консалтингового агентства EY, мировые энергетические компании финансируют сегодня 163 мегапроекта по разведке и добыче совокупной стоимостью 1,1 трлн долларов. Причем, по данным EY, большинство из них уже превысили бюджет и отстают от графика работ. При этом крупные проекты планировались преимущественно из расчета цены на нефть свыше 100 долларов за баррель.

    В то же время, по данным консалтинговой компании Douglas-Westwood, с 2000 года производительность капитальных инвестиций в разведку и добычу упала в пять раз и продолжает снижаться почти на 5% ежегодно. Так что мировая нефтянка оказалась меж двух огней. Пока официальные отчеты ведущих нефтяных корпораций демонстрируют высокие прибыли, однако это происходит главным образом потому, что они еще не отражают нынешнего снижения цен. На деле финансовое состояние нефтяных гигантов оставляет желать лучшего. Так, уже есть достоверная информация инвестиционной группы Carlyle International Energy Partners о том, что крупнейшие нефтяные компании сейчас пытаются продать активы на 300 млрд долларов. Например, BP и Royal Dutch Shell хотят избавиться от активов на общую сумму 60 млрд долларов.

    Среди наиболее крупных мегапроектов, которые компании закрывают или приостанавливают из-за их низкой рентабельности при новой конъюнктуре, стоит выделить следующие:

    — арктические проекты Royal Dutch Shell;

    — совместный проект американской Chevron и австрийской OMV в британском секторе Северного моря;

    — проект Statoil в Баренцевом море;

    — проект "Кашаган" в Казахстане;

    — глубоководный проект BP в Мексиканском заливе.

    Например, Royal Dutch Shell просит Вашингтон предоставить ей еще пять лет для бурения в районе Аляски, поскольку задержки и отсрочки, связанные с решением юридических вопросов, могут отложить начало бурения до 2017 года. Концерн уже потратил восемь лет и 6 млрд долларов на поиски нефти в Арктике, в море Бофорта и Чукотском море, но, как отметили в компании, освоение до истечения срока аренды некоторых участков сейчас под вопросом из-за преград со стороны регулятивных органов и технологических трудностей.

    Что касается проекта Rosebank на британском шельфе Северного моря, который совместно начали Chevron и OMV, то его реализация приостановлена до возвращения нефтяных цен на приемлемый уровень. Стоимость этого проекта оценивается в 10 млрд долларов. По расчетам экономистов, в течение двадцати лет его разработки будет извлечено около 120 млн баррелей нефти стоимостью 12 млрд долларов. В итоге за два десятилетия участники проекта, возможно, получат лишь 2 млрд долларов прибыли. Этого не хватит даже на то, чтобы выплатить проценты по кредитам.

    Масштабный проект Johan Castberg норвежской Statoil в Баренцевом море тоже под вопросом, в этом году компания планирует сократить почти полторы тысячи рабочих мест. Норвегия — дорогая страна для ведения нефтяного бизнеса. В Баренцевом море, куда доходит Гольфстрим, условия лучше, чем в других районах Арктики, но хуже, чем в Северном море, поскольку не хватает трубопроводов, платформ и терминалов. К тому же оплата труда норвежских нефтяников одна из самых высоких в мире. Стоит напомнить, что из-за высоких эксплуатационных расходов и не оправдавших себя 450 млн долларов, вложенных в дополнительную разведку, проект уже останавливался. По словам Яранда Ристада, основателя консалтинговой компании Rystad Energy, проект снова может быть отложен, поскольку цена на нефть подбирается к диапазону 70–80 долларов за баррель, который является пороговым для рентабельности.

    Вследствие низких цен, существенного превышения сметы и затяжного отставания от графиков разработки гигантское Кашаганское месторождение, одно из крупнейших в мире, тоже много лет не окупится. Министр нефти и газа Казахстана Узакбай Карабалинпрогнозирует, что возобновление добычи на месторождении произойдет лишь во второй половине 2016 года. Стоит напомнить, что бюджет Казахстана на 2015 год формировался исходя из цены на нефть 90 долларов за баррель. При стоимости барреля около 85 долларов экспортная выручка страны только от продажи нефти сократится примерно на 5 млрд долларов. Причем возместить эти потери за счет увеличения объемов экспорта сырья в условиях стабилизации объемов добычи нефти и стагнации промышленного производства не удастся.

    Наконец, резко упавшие цены вынудили ВР пересмотреть ранее утвержденные планы разработки второй фазы освоения глубоководного проекта Mad Dog в Мексиканском заливе.

    Сокращение бюджета

    Конечно, от низких цен страдают не только мегапроекты. Показательно, что рекомендовано заморозить аукционы на шельфовые месторождения бразильской Petrobras. Эта наименее доходная среди мировых нефтегазовых мейджоров компания, имеющая самый большой долг, в настоящее время не может наращивать инвестиции из-за падения добычи, задержек с вводом новых месторождений и государственным контролем над ценами на сырье. На фоне увеличения импорта и роста долга в сочетании с убыточностью переработки Petrobras становится все труднее финансировать свой пятилетний инвестиционный план стоимостью 221 млрд долларов — один из крупнейших в мире. В первом квартале 2014 года добыча Petrobras достигла пятилетнего минимума.

    Еще до нынешнего снижения цен на нефть в Royal Dutch Shell заявили, что в 2014 году капитальные инвестиции будут на 20% меньше, чем в минувшем. Компания Hess приняла решение ограничить финансирование примерно на 15%. Exxon Mobil и Chevron снижают затраты на 5–6%. ВР, заявлявшая, что финансирование этого и следующего года сохранится на прежнем уровне, все же не выдержала ценового натиска и, как вышеназванные игроки, готова уменьшить расходы в 2015 году.

    Некоторые из компаний, сокративших бюджет, оперативно назвали причину — желание сосредоточиться на сланцевых месторождениях. Однако это представляется маловероятным, поскольку для получения прибыли на уровне хотя бы 10% предприятию, добывающему сланцевую нефть в США, в среднем требуется цена сырья 50–70 долларов за баррель. Поэтому при дальнейшем падении нефтяных цен сланцевые проекты — первые кандидаты на выбывание. Крупные международные нефтяные компании, прежде всего американские, не готовы в полной мере выдержать падение цен. Не удивительно, что под давлением со стороны инвесторов крупнейшие в мире нефтяные компании сейчас вынуждены сбывать сланцевые активы.

    Примечательно, что нынешние уровни цен вызывают серьезные опасения в ОПЕК. Октябрьские 86 долларов за баррель Brent — явно не тот уровень, на который рассчитывают государства-экспортеры. Экономикам Ирана, долгое время находящегося под санкциями Запада, Нигерии и Венесуэле жизненно необходимы гораздо более высокие цены. Лишь Кувейт, Катар и ОАЭ могут безболезненно пережить падение до 65–75 долларов за баррель.

    Описание: \\Server\server_d\ILE\images\{7B772090-97C3-E94C-B854-90761FD13D3D}1.jpg

    Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c условиями пользования и политикой обработки персональных данных
    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: