11.04.2012
Страны Таможенного союза будут опережать по темпам роста мировую экономику до 2030 года, заявила министр экономического развития России Эльвира Набиуллина. Если увеличение глобальной экономики будет составлять в среднем лишь 3,3% годовых, то Россия, Казахстан и Беларусь продемонстрируют свыше 4%. Впрочем, эксперты считают эти расчеты сомнительными, поскольку структуры экономик трех стран очень различаются.
"Страны, с которыми мы объединяемся (Беларусь и Казахстан), имеют долгосрочный потенциал роста, который превышает потенциал роста в мировой экономике", - сказала Эльвира Набиуллина, выступая в Москве на XIII апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной Высшей школой экономики при участии Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ).
"В целом мы ожидаем, что в период до 2030 года рост мировой экономики в среднем составит 3,3% в год, - сообщила она. - При этом ожидается падение темпов роста в Индии и Китае до 4-5%". Впрочем, даже эти показатели "азиатских тигров" будут существенно опережать рост в развитых странах, где с учетом накопленных проблем он не превысит 1-1,5% в год на период до 2030 года.
В этих условиях Беларусь и Казахстан смогут увеличить объем экономики на 4-4,5%, а интеграционные процессы, объединение рынков позволят существенно повысить экономику всего региона, полагает министр.
Что касается российской экономики, то, по мнению госпожи Набиуллиной, к концу 2011 года она преодолела кризисное падение и достигла максимального предкризисного уровня.
"Однако факторы, которые определяли восстановительный рост экономики, теперь исчерпаны, и сейчас надо определить, каких ориентиров мы сможем достичь через 10-20 лет, - сказала она. - Новая модель роста не должна ограничиваться бюджетным маневром, ростом расходов. Необходим комплексный, структурный маневр".
Глава Минэкономразвития предупредила, что при сохранении доминирования топливно-энергетических отраслей в структуре экономики и плохого инвестклимата темпы роста ВВП РФ снизятся до 2-3% в год.
Минэкономразвития повысило прогноз среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2012 году до $115 со $100, однако, по мнению Эльвиры Набиуллиной, сейчас мы находимся на циклическом пике нефтяных цен: "Нужно оценивать долгосрочные риски на этом рынке. Есть потенциал выхода на рынок сланцевой нефти, возвращения Ирака, что будет ограничивать рост цен".
"При сложившихся ножницах между ростом экспорта и ростом импорта сальдо по текущим операциям может стать отрицательным уже в 2014 году, - предупредила она. - Для того чтобы сальдо по текущим операциям оставалось положительным, необходимо существенно наращивать несырьевой экспорт. В связи со стагнацией добычи нефти и возможным снижением цен на нефть рост доходов от экспорта углеводородов будет ограничен. В этих условиях мы сможем обеспечить стабильность нашего торгового баланса, только значительно нарастив несырьевой экспорт, а также экспорт продуктов глубокой переработки нашего сырья".
Причем речь идет об увеличении нетрадиционного экспорта в разы. По оценке Минэкономразвития, несырьевой экспорт должен вырасти в 2,5 раза до 2020 года и в 7,5 раза - до 2030-го. Доля несырьевого экспорта должна повыситься с 18% почти до 30% к 2020 году. Только в этом случае можно сохранить неотрицательное сальдо по текущим операциям, которое сейчас достигает около $100 млрд.
Эльвира Набиуллина назвала факторы, которые могут обеспечить рост несырьевого сектора и развитие экономики. Главный из них - научный потенциал, который является основой развития большинства стран-лидеров. По мнению министерства, необходимо довести общественные расходы на научные исследования до 3% ВВП. Сейчас частные расходы в пять раз меньше расходов бюджета на науку. К 2020 году эти оценки должны быть сопоставимы. Кроме того, расходы на образование должны увеличиться с 5 до 7% к 2030 году.
Еще три фактора - это модернизация, улучшение качества медицины и рост производительности труда. Эльвира Набиуллина не пояснила, что имеется в виду под словом "модернизация", однако, по мнению экспертов, это закупка современного оборудования и технологий у развитых стран.
Бывший министр финансов Алексей Кудрин, выступая на конференции, дал понять, что средства на такие цели пока есть.
"Пока не определены базовые вопросы - как распорядиться ресурсами нефти для дальнейшей жизни. Сейчас на первое место ставят необходимость сформировать резервный фонд как буфер. Но это не главная цель, хотя существование резервного фонда и спасло нас в кризис и называется чуть ли не главной заслугой правительства, - сказал Кудрин. - Приведу такие цифры: с 1992 года по 1999 год страна получила от экспорта нефти всего $200 млрд. А за такой же период - с 2000 по 2007 год - $850 млрд. А если взять период по 2011 год, то Россия получила от экспорта нефти и нефтепродуктов 2 триллиона долларов".
Эльвира Набиуллина дала понять, что если Россия не станет вкладывать средства в развитие человеческого капитала и модернизацию, то ее ждут слабые экономические показатели. Фактор "догоняющего развития" в период до 2030 года обеспечит рост ВВП на уровне лишь 1,5% в год - это менее чем треть ожидаемого среднегодового роста.
По мнению аналитиков ИК БКС, сложно сейчас делать прогнозы до 2030 года, однако в ближайшие несколько лет развитие России, Казахстана и Беларуси будет в большей степени определяться внутренними факторами, а также общемировой конъюнктурой, а не Таможенным союзом как таковым.
"Экономическая ситуация в этих странах довольно существенно отличается. Россия и Казахстан практически полностью зависят от сырьевой конъюнктуры, поэтому, если нефть не будет дорожать, их экономический рост не превысит нынешних отметок, - указали эксперты. - При этом в Беларуси много зависит от того, смогут ли они договориться с Россией о дешевом газе, и от развития их торговых связей с Европой, Украиной, а не только со странами ТС. Объединение же трех стран в Таможенный союз, которое уже произошло, вряд ли существенно повлияет на их экономический рост".
Поэтому прогноз в 4-4,5% для Таможенного союза выглядит не очень убедительно, как "средняя температура по больнице", полагают эксперты. Другое дело, что у всех этих государств есть хорошие шансы обогнать по темпам роста мировую экономику, однако здесь нечем гордиться, ведь все три страны являются развивающимися, и они должны расти быстрее, учитывая их "низкую базу". (ИА Казах Зерно 08.04.12)