1. Нормативные ссылки
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2. Сокращения и термины
Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.
Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Личная заинтересованность работника (представителя организации) - заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
3. Общие положения
3.1. Настоящая Политика является документом ООО НПФ «Пакер» (далее – Общество), определяющим ключевые принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение антикоррупционного законодательства Обществом, его органами правления, работниками и иными лицами, которые вправе действовать от имени Общества.
3.2. Политика отражает приверженность Общества, его руководства и работников высоким этическим стандартам и принципам осуществления коммерческой деятельности, развития честных, прозрачных отношений с партнерами, совершенствованию корпоративной культуры и поддержанию деловой репутации Общества.
3.3. Целями настоящей Политики являются:
- информирование работников Общества и иных лиц, которые вправе действовать от имени Общества о категорическом неприятии Обществом любых форм и проявлений коррупции;
- сведение к минимуму риска вовлечения Общества (его работников независимо от занимаемой должности) в коррупционную деятельность;
- ознакомление всех лиц, на которых распространяется действие настоящей Политики с основными требованиями и принципами противодействия коррупции;
- обобщение мер, принятых в Обществе, в области управления коррупционными рисками;
- установление ответственности сотрудников за соблюдение требований, предусмотренных настоящей Политикой.
4. Область применения
4.1. Настоящая Политика является обязательной для исполнения всеми работниками Общества, нормы Политики применимы к контрагентам Общества, представителям Общества и иным лицам, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, либо прямо вытекают из закона.
4.2. Локальные, организационные и распорядительные нормативные документы Общества не должны противоречить настоящей Политике.
4.3. При оформлении договоров поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, Общество стремится включать в них положения антикоррупционной оговорки о неукоснительном соблюдении сторонами по договору требований и принципов антикоррупционного законодательства.
4.4. Антикоррупционная оговорка включена в трудовые договоры, заключаемые с работниками Общества.
5. Ключевые принципы противодействия коррупции
Системы мер противодействия коррупции на предприятии основываются на следующих ключевых принципах:
5.1. Неприятие коррупции.
Общество придерживается принципа неприятия коррупции в любых ее проявлениях и формах, что означает полный запрет для органов управления Обществом, работников Общества, а также иных лиц, действующих от имени Общества или в ее интересах, прямо или косвенно, лично или через какое-либо посредничество участвовать в коррупционных действиях вне зависимости от практики ведения бизнеса в той или иной стране.
Недопустимы коррупционные действия при взаимодействии с представителями органов власти и самоуправления, общественными организациями, государственными учреждениями, коммерческими компаниями, политическими деятелями и иными третьими лицами.
5.2. Принцип личного примера руководства.
Руководство Общества (в том числе высшие должностные лица Общества) декларирует непримиримое отношение к коррупции, формирует и соблюдает высокие этические стандарты ведения бизнеса на всех уровнях, подавая пример своим поведением другим сотрудникам Общества.
5.3. Принцип вовлеченности работников.
Настоящая Политика размещена на информационных стендах Общества. Общество разъясняет работникам принципы и требования в своей деятельности по противодействию коррупции, наступления ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства.
5.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Общества, его руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности Общества коррупционных рисков.
5.5. Принцип адекватности антикоррупционных процедур.
Общество разрабатывает и внедряет адекватные процедуры по предотвращению коррупции, разумно отвечающие выявленным рискам, и контролирует их соблюдение.
5.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Общество придерживается принципа неотвратимости наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей.
5.7. Проверка контрагентов.
В целях минимизации репутационных, финансовых и операционных рисков, вызванных взаимодействием с неблагонадежными контрагентами, Общество осуществляет их проверку.
Указанная проверка контрагентов включает в себя анализ информации из открытых источников о степени соблюдения контрагентом этических принципов ведения бизнеса, о наличии у него собственных антикоррупционных политик и/или процедур и т.д.
5.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Общество осуществляет мониторинг внедренных процедур по предотвращению коррупции, контролирует их соблюдение, а при необходимости совершенствует их.
6. Подарки и представительские расходы
6.1. Общество признает, что обмен деловыми подарками и представительские расходы, в том числе проявление знаков гостеприимства, являются неотъемлемой частью деятельности Общества и элементом деловой этики.
6.2. Подарки и представительские расходы, в том числе на деловое гостеприимство, которые работники от имени Общества могут предоставлять другим лицами организациям, либо которые сотрудники, в связи с их работой в Обществе, могут получать от других лиц и организаций, должны соответствовать следующим критериям:
- быть прямо связанными с законными целями деятельности Общества, например, с презентацией или завершением бизнес-проектов, успешным исполнением контрактов, либо с общепринятыми праздниками, такими как Рождество, Новый год, Международный женский день и др., памятные даты, юбилеи;
- быть разумно обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши;
- не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставления прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении лицензии, разрешении и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной целью;
- не создавать репутационного риска для Общества, его работников и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах;
- не противоречить принципам и требованиям настоящей Политики, другим внутренним документам Общества и нормам применимого законодательства.
6.3. Подарки в виде сувенирной продукции невысокой стоимости с символикой Общества, предоставляемые на выставках, открытых презентациях, форумах и иных представительских и маркетинговых мероприятиях, в которых официально участвует Общество, допускаются и рассматриваются в качестве имиджевых материалов.
6.4. Строго запрещено предоставлять подарки, которые могут быть объективно восприняты как попытка оказать влияние на принятие решения с целью получения выгоды лицом, предоставившим подарок.
6.5. Работникам Общества запрещено дарить подарки в виде наличных или безналичных денежных средств, ценных бумаг, ювелирных украшений, драгоценных металлов и других предметов роскоши.
6.6. Стоимость подарка не может превышать 3 000, 00 (трех тысяч) рублей (п. 2 ст. 575 ГК РФ).
7. Благотворительная и спонсорская деятельность
7.1. Общество осуществляет благотворительную и спонсорскую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ.
7.2. Общество не участвует в благотворительных и спонсорских проектах с прямой или косвенной целью оказать воздействие на принятие представителями органов власти или самоуправления, а также иными лицами решений, влияющих на сохранение или расширение деятельности Общества, или если подобные проекты могут быть объективно восприняты как попытка оказать такое воздействие.
8. Участие в политической деятельности
8.1. Общество не участвует в финансировании политических партий и общественных объединений, участвующих в политической деятельности. Однако Общество может осуществлять финансирование благотворительных и социальных проектов и мероприятий, проводимых ими или органами власти и самоуправления, если такое финансирование соответствует нормам действующего законодательства РФ, требованиями и принципам настоящей Политики, не может быть объективно расценено в качестве взятки и нанести вред деловой репутации Общества и/или его работников.
8.2. Общество оставляет за работниками право выражать свою личную политическую позицию в свободное от работы время методами и в форме, которые исключают возможность трактовать такую позицию как выражение интересов и ценностей Общества и не могут нанести вред его деловой репутации.
9. Взаимодействие с государственными служащими
9.1. Общество воздерживается от оплаты любых расходов за государственных служащих и их близких родственников (или в их интересах) в целях получения каких-либо преимуществ (в том числе и коммерческих), в том числе расходов на транспорт, проживание, питание, развлечения и т.п., или получение ими за счет Общества иной выгоды.
10. Взаимодействие Общества с работниками
10.1. Общество требует от своих работников соблюдения настоящей политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения.
10.2. Соблюдение работниками принципов и требований настоящей Политики учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
11. Совместные предприятия, контрагенты
11.1. Общество прилагает разумно возможные усилия, чтобы основополагающие принципы и требования настоящей Политики соблюдались в совместных предприятиях, обществах и объединениях, где участвует Общество.
11.2. При участии в совместном предприятии, обществе или объединении, Общество ожидает от своих партнеров соблюдения основных требований и принципов настоящей Политики, а также одобряет принятие ими аналогичных локально-нормативных документов по противодействию коррупции и/или антикоррупционных процедур.
11.3. При невозможности обеспечить надлежащий контроль соблюдения антикоррупционных принципов и требований, Общество оставляет за собой право защиты от потенциального риска коррупции, в том числе путем выхода из совместного предприятия при возникновении или риска возникновения коррупционных действий со стороны партнеров по такому совместному предприятию.
12. Платежи через посредников и/или в пользу третьих лиц
12.1. Обществу и его работникам запрещается привлекать или использовать посредников, партнеров, агентов, совместные предприятия или иных лиц для совершения каких-либо действий, которые противоречат принципам и требованиям настоящей Политики или нормам применимого антикоррупционного законодательства.
13. Бухгалтерский учет, ведение бухгалтерских книг и записей
13.1. Общество обеспечивает полный, своевременный и детализированный учет всех финансово-хозяйственных операций. Все финансово – хозяйственные операции должны быть аккуратно, правильно и с достаточным уровнем детализации отражены в бухгалтерском учете Общества, задокументированы и доступны для проверки
13.2. В Обществе назначены работники, несущие ответственность за подготовку и предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. Искажение или фальсификация бухгалтерской отчетности Общества не допускаются.
13.3. Первичная документация, подтверждающая все сделки и операции, хранится в течение 5 лет в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете.
14. Оповещения
14.1. При появлении у любого работника Общества сомнений в правомерности или этичности своих действий, а также действий, бездействия или предложений других работников, контрагентов или иных лиц, которые взаимодействуют с Обществом, они сообщают об этом своему непосредственному руководителю для получения соответствующих разъяснений относительно сложившейся ситуации.
15. Отказ от ответных мер и санкций
15.1. Общество заявляет ни один работник Общества не будет подвергнут санкциям (в том числе: уволен, понижен в должности, лишен каких-либо мер поощрения), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве, в том числе, если в результате такого отказа у Общества возникла упущенная выгода или не были получены коммерческие и конкурентные преимущества.
16.Аудит и контроль
16.1. В Обществе на регулярной основе осуществляется внешний аудит финансово-хозяйственной деятельности, контроль за полнотой и правильностью отражения данных в бухгалтерском учете и соблюдением требований действующего законодательства РФ. В рамках процедур внутреннего контроля проводятся выборочные проверки экономической обоснованности и целесообразности расходов.
17. Внесение изменений
17.1. При выявлении недостаточно эффективных положений настоящей Политики, иных документов, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение антикоррупционного законодательства Обществом, либо при изменении требований действующего законодательства РФ (иных стран мира при наличии интересов Общества в этих странах), Общество организует выработку и реализацию плана действий по актуализации настоящей Политики и иных документов, направленных на предотвращение коррупции и соблюдение антикоррупционного законодательства Обществом.
18. Ответственность за неисполнение/ненадлежащее исполнение настоящей Политики
18.1. Все работники всех структурных подразделений Общества, независимо от занимаемой должности, несут персональную ответственность за соблюдение принципов и требований настоящей Политики.
18.2. Поскольку Общество может быть подвергнуто санкциям за участие его сотрудников, контрагентов, и иных лиц в коррупционной деятельности, то по каждому разумно обоснованному подозрению или установленному факту коррупции, будут инициироваться служебные расследования в рамках, допустимых действующим законодательством РФ.
18.3. Лица, виновные в нарушении требований настоящей Политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности по инициативе Общества, соответствующих государственных органов или иных лиц, в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
19. Заключительные положения
19.1. По всем вопросам, не нашедшим отражения в настоящей Политике, общество руководствуется действующим законодательством РФ.