В последней декаде декабря состоится запуск второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. По мнению экспертов, это ускорит формирование нового мирового бренда нефти – ВСТО (ESPO – Eastern Siberia – Pacific Ocean)
Вторая ветка нефтепровода соединит нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портом Козьмино в Приморье. С 2009 года нефть доставляется туда по железной дороге и перегружается в танкеры для экспорта на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. С последней декады декабря железную дорогу заменит нефтепровод. Он позволит увеличить экспортные поставки с 15 до 50 миллионов тонн нефтепродуктов в год. Еще 15 миллионов тонн нефти в год продается в Китай по трубопроводу Сковородино-Мохэ. Суммарная проектная мощность – 80 миллионов тонн – весомая заявка на признание нефти Западной и Восточной Сибири в качестве мирового эталона наряду с европейской маркой Brent, американским сортом WTI и российской Urals, считает генеральный директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин:
"80 миллионов тонн – это очень большой объем, которым можно маневрировать при транзите нефти по двум веткам. Большой объем нефти, который уже поступает зарубежным потребителям, привел к формированию нового торгуемого сорта нефти – ВСТО. Покупатели заметили, что нефть, которая идет в этом направлении, то есть нефть Западной и Восточной Сибири, лучше качеством, чем смесь Urals. Она чище, там меньше серы, она легче. А поскольку объемы продаваемой нефти увеличиваются и дальше будут расти, шансы появления нового мирового маркера нефти резко возрастают".
Сегодня на российско-китайской границе и в порту Козьмино компании Китая, Японии, Южной Кореи, Филиппин, Индии, Индонезии, США и Перу покупают российскую нефть по скорректированной цене Brent и WTI. Это традиционные эталоны, которые однако перестали отражать спрос и предложение на мировых рынках. Цена марки Brent, например, завышается из-за истощения запасов в Северном море. Цена на WTI, напротив, занижена из-за переизбытка нефти в США. Эти факторы, наряду с высокими политическими и транзитными рисками при импорте странами Азии нефти из Африки и Ближнего Востока и формируют ту турбулентность, которая омрачает атмосферу на азиатском рынке энергоносителей.
Спрос на нефть в Китае и многих других странах Азии в ближайшие годы будет только расти. Поэтому необходимы международные маркеры черного золота, которые отражали бы и динамику регионального рынка, и рост их спроса на энергоносители. Сорт нефти ВСТО, который добывается в Азии и поставляется местным потребителям, и претендует на право быть избранным таким эталоном.
Центр глобальной экономики уже давно смещается в Азию. И Россия способна и готова удовлетворять растущие потребности региона в энергоносителях, в том числе в нефти. Речь идет о кардинальном смещении мирового рынка нефти в Азию. Это и залог стабильности поставок, и надежная гарантия от возможных резких ценовых колебаний на нефть из-за глобальных политических и экономических кризисов. (Голос России 19.12.12)
Будьте в курсе наших новостей, подпишитесь на рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c условиями пользования и политикой обработки персональных данных