Пресса о нас

Знай наших №39 сентябрь 2013

 24.09.2013
Знай наших №39 сентябрь 2013

Разговор с Маратом Нагумановым — генеральным директором НПФ «Пакер» — самой амбициозной компании в Башкортостане — сразу пошел о том, что его волнует больше всего. Внедряя собственную систему управления предприятием, один из лучших производственных менеджеров России старается и все общество сделать теплее и добрее.

Ключевой фактор

В Октябрьском о «Пакере» отзываются двояко. Кто не в ладах сдисциплиной, недолюбливают его за «превышение полномочий»и железное следование установленным правилам: не на каждомпредприятии тестируют работников на содержание алкоголя и покурить позволяют только во время перерывов в специально от веденном месте. Другие утверждают, что именно такие компании способны вывести страну в разряд передовых. Сам же Нагуманов представляет свое детище так: «Фирма «Пакер» — лучшая машиностроительная компания в России. И станет одной из лучших самообучающихся, саморазвивающихся и быстродействующих в мире, потому что здесь работает самый лучший персонал. В объявлениях о вакансиях мы так и пишем: для создания компании мирового уровня требуются... А требуются, прежде всего, люди, которые болеют душой за судьбу предприятия, не отделяя ее от своей собственной. Самые мощные резервы любого производства кроются именно в сотрудниках. Сумеешь разбудить этот невероятный потенциал — и они обеспечат фантастические результаты. Но сказать легко, а на деле — это ежедневная кропотливая работа», — обозначает директор стержень, на который в «Пакере» нанизывают все остальное — управленческие и технологические процессы, работу с клиентами, получение прибыли. Вопреки вросшему в сознание посылу «первым делом самолеты» ключевым фактором любого движения вперед здесь объявили человека и не устают искать ответ на главный вопрос: как сделать так, чтобы ради своего предприятия он был готов свернуть горы?

В коллективе НПФ «Пакер» работает более 700 человек. И Марат Нагуманов считает, что несет за них полную ответственность, включая здоровье, безопасность, знания, достаток, благополучие в семьях. Первостепенное значение придается повышению профессионального и личностного потенциала. Если ты пришел в «Пакер», будь готов учиться: работе на суперсовременных станках с программным управлением, по передовым методикам организации производства, новым принципам управления. Изучая опыт мировых лидеров, участвуя в значимых форумах и семинарах, специалисты предприятия объездили половину земного шара. В отрасли «Пакер» имеет репутацию надежного партнера, многие инженерные решения компании не имеют аналогов в мире и защищены патентами. Здесь проектируют и изготавливают практически весь спектр пакерно-якорного оборудования и скважинных компоновок для эксплуатации, интенсификации, капитального ремонта и освоения нефтяных и газовых скважин; постоянно расширяют комплекс услуг по установке и обслуживанию выпускаемой номенклатуры изделий с выездом к заказчику. По объемам производства октябрьцы обогнали всех своих российских конкурентов вместе взятых. Чтобы быть ближе к потребителям, за три года открыли девять сервисных центров и представительств в нефтегазодобывающих регионах страны.

Мы за искренность и открытость

В сознании промышленной России «Пакер» неразрывно связан с понятием «бережливое производство». Начав в 2009 году строить собственную производственную систему, основанную на опыте передовых компаний (таких, как Toyota, Новомет-Пермь, КАМАЗ , ТМС - групп) и нацеленную на изменение отношения работников к своему труду, здесь добились результатов, посмотреть на которые съезжаются производственники всей страны, независимо от отрасли. «Пакер» стал дипломантом Премии правительства Российской Федерации в области качества, завоевал такую же премию правительства Татарстана. Однако сам Нагуманов, встречая многочисленные делегации, с первых же слов заявляет: «Мы еще только в начале пути. Умные книжки читать, конечно, надо. Но не повторять слепо, а приспосабливать под себя, сложившуюся в компании культуру. Многие кидаются с места в карьер внедрять инструменты бережливого производства — это глупость. Если действительно хотите оптимизации, начните с себя, пересмотрите отношение к сотрудникам. Прежде чем требовать, займитесь туалетами, раздевалками, столовыми, создайте условия для эффективной работы. Сначала надо давать — люди это увидят и откликнутся».

Рассказа о том, что дает своим сотрудникам НПФ «Пакер», хватило бы на несколько журналов. На первое место здесь поставили создание системы управления производственными рисками, призванной гарантировать, что работник вернется со смены целым и невредимым. Основной закон предприятия звучит так: бизнес — это, в первую очередь, безопасность труда, а все остальное потом. При входе в цех или на участок каждый — неважно, гость он, рабочий или сам директор — обязан надеть защитные очки и каскетку. Принцип всегда один и тот же: если очки могут спасти хотя бы один чей-то глаз, то носить их будут все. Между прочим, жесткие правила «Пакера» уже помогли спасти человеческую жизнь. Весь персонал здесь обучают навыкам оказания первой помощи с ежегодной сдачей экзамена на манекене. И не напрасно: позапрошлым летом случайно оказавшийся рядом сотрудник фирмы не дал погибнуть 9-летнему мальчику, которого без сознания вытащили из воды.

Чтобы не расслабляться, на самом видном месте повесили табличку с регулярно обновляемыми цифрами: «Работаем без травм и аварий N дней». Этот счетчик, на котором «натикало» больше тысячи дней, недавно сбился: переведенный на другой участок ученик ремонтника в результате травмы лишился пальцев. Секрета из этого печального случая на предприятии делать не стали. Наоборот, начали водить на место происшествия экскурсии, объясняя, что привело к беде. «Я вообще предлагаю, чтобы инструктаж по технике безопасности проводил человек без глаза, без тех же пальцев — так легче достучаться до подсознания, — как обычно, находит радикальное решение Марат Нагуманов. — Нужна методика, повышающая восприятие рисков у сотрудников компании: человек на рабочем месте должен четко осознавать опасность».

В ближайших планах компании — разработка и сертификация системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. В августе прошлого года в НПФ «Пакер» побывали японцы — представители «Toyota Engineering Corporation», приглашенные оценить развитие предприятия по главным направлениям. Самый высокий балл — «4» по пятибалльной шкале — октябрьцы получили как раз за безопасность труда. Параметр «качество», который ежегодно приносит «Пакеру» престижные награды, японские партнеры оценили «единицей» — только за то, что на линии есть контролеры, а в их понимании контролировать себя рабочие должны сами.

«На самом деле принципы самоконтроля нам тоже не чужды, — поясняет наш гид, — действует система «Бриллиант» — так мы называем дефектную деталь, которую изготовивший ее рабочий предъявил сам. Рублем за это не наказывают, но анализируют каждый случай появления брака. Но до того, чтобы совсем отказаться от контролеров, мы пока не дошли. Да, задача-то была не в том, чтобы нас похвалили. Мы хотели, чтобы специалисты Toyota — а кто лучше них разбирается в повышении эффективности производства? — посмотрели на нас со стороны, нашли упущения, дали рекомендации». Именно с этой целью — получить обратную связь — «Пакер» участвует в конкурсах, водит по цехам бесчисленные экскурсии. В среднем за год предприятие посещают более 200 делегаций. «Ждем от гостей дельной критики — это стимул к росту, — расставляет акценты Марат Нагуманов, любящий во время экскурсий показывать самые слабые стороны. — Какой смысл наводить показной лоск? Мы за искренность и открытость в любом деле. Пока люди не начнут общаться, дискутировать, обмениваться опытом, прогресса не жди».

А японцы, надо сказать, «Пакер» все-таки похвалили. По-восточному тонко. В книге отзывов они написали: «Создана своя, особенная корпоративная культура, в основе которой лежит уважение к человеку. У вас многому можно поучиться».

Было бы здоровье, остальное наживем

В системе ценностей НПФ «Пакер» этот постулат занимает самые верхние строчки. «Человек проводит на предприятии по восемь часов пять дней в неделю. Когда же заниматься профилактикой болезней и кому, как не работодателю?!» — рассуждает Марат Нагуманов. Завоеваниями в этой сфере «Пакер» хорошо известен. Весь коллектив здесь бесплатно (удерживается только НДФ Л в размере 13%) кормят горячими обедами из трех блюд, с фруктами и выпечкой; в ночную смену вместо супа рабочим дают шоколад. Медпункт предприятия, один из лучших в Башкирии по оснащенности, давно заменил сотрудникам и их семьям участковую поликлинику. Пять дней в неделю их принимают два терапевта, работают процедурный и физкабинет, дневной стационар. На каждого заведена медицинская карта; если в ходе медосмотров у кого-то выявляются проблемы, он попадает под особо пристальное наблюдение. Успели привыкнуть в «Пакере» и к расставленным повсюду термосам с фиточаем (в период вирусных инфекций для коллектива заваривают шиповник, горец, шалфей), к сезонной раздаче витаминов в столовой. К зиме в коридорах появляются фреш-аппараты: каждый сотрудник ежедневно выпивает по стакану свежевыжатого апельсинового сока. За счет предприятия, разумеется. «Здоровые, обеспеченные всем необходимым, уверенные в своем будущем работники выгоднее компании, чем больные, нищие и озлобленные, — высказывает Нагуманов свое давнее убеждение. — Увы, зарплаты у нас не такие высокие (средняя — 31 тыс. рублей ), чтобы люди не смотрели на сторону. Но мы оплачиваем им абонементы в бассейн (членам семей тоже), тренажерные залы, выделяем деньги на стоматологическое лечение, отдых в санаториях».

Два года назад неуемный директор «Пакера» объявил войну сигаретам. Начал с книг Аллена Карра, антиникотиновых пластырей, курсов иглоукалывания. Потом стал премировать некурящих . Сначала только мужчин, доплачивая по 200 рублей в месяц, затем всех, кто ведет здоровый образ жизни, превратив денежную премию в наборы фруктов либо сладостей. Теперь жертвы никотиновой зависимости в задумчивости чешут затылок. На предприятии провели тестирование по оценке степени пристрастия к табаку, приобрели видеофильм «Легкий способ бросить курить». С этого года в ход пошла тяжелая артиллерия. Курильщиков (все они пересчитаны и записаны) директор по одному приглашает к себе в кабинет, проводит беседы, находя убедительные слова для каждого, и в итоге хочет получить важный документ — расписку с обещанием бросить курить к такому-то сроку. Есть ли польза от подобной тактики? Есть, утверждают в коллективе: как минимум, человек задумывается о вреде табака. Цифры же таковы: из 182 курящих с сигаретами расстались 110 человек. «Я делаю то, чем, в принципе, должны заниматься государство и общество, — пропагандирую здоровый образ жизни, — замечает Нагуманов. — Не люблю пессимистов, которые говорят «нереально». Главное, чтобы человек пытался что-то изменить — только так можно идти вперед».

Сейчас «Пакер» пытается поднять тему промышленной медицины и индустриальной психологии. Это свод научных данных и практических рекомендаций, которые помогают свести к минимуму негативное воздействие производственного процесса на физиологию человека. Почему сотрудники российских предприятий часто не доживают даже до пенсии? Как добиться, чтобы они работали с большей отдачей и не теряли при этом здоровье? Эти вопросы, убежден Нагуманов, пора выносить на государственный уровень.

Процесс пошел

«С этого года начинаем строить процессную организацию, — сообщает директор о ближайших планах предприятия. — Все должно работать «на автомате», каждая служба — выполнять свои функции, каждый сотрудник — четко понимать, что он должен делать в рамках общих целей компании. А пока у нас, как во всей стране, ручное управление. От него пора постепенно уходить».

Один из инструментов такого подхода, объясняют специалисты, — разработка и внедрение ключевых показателей эффективности — KPI. Они позволяют математически точно оценить результативность отдельного работника, подразделения и компании в целом, отражают всю картину внутренних процессов, а главное, помогают сотруднику понять, что зарплата напрямую зависит от личного вклада в общее дело. В российскую практику успешная западная технология только входит, и многие полагают, что KPI достаточно установить лишь руководителям и подразделениям — и система заработает. «Это не так, — убежден Марат Нагуманов. — Без комплексного подхода, постоянной доработки годовых должностных инструкций, положений о подразделениях, без развития компетенций сотрудников, выстраивания процессного и проектного управления KPI бесполезны. Для начала мы провели семинар для всех руководителей служб и с привлечением внешнего консультанта разработали стратегическую карту предприятия на 2013–2015 годы. Это своего рода дерево целей, где прописаны все уровни роста. Следующий этап — разработка страткарт по основным направлениям с детализацией целевых карт по должностям — от руководителей до каждого рабочего. Важно подобрать правильные «персональные» показатели KPI, «встроить» их в общую стратегию развития компании, чтобы работники разных служб слаженно шли к единой цели. А она сформулирована так: рост совокупного дохода сотрудников за счет роста рентабельности собственного капитала предприятия. Это оптимальный подход, который должен быть внедрен повсюду. Российский бизнес завязан на рентабельности и объеме продаж. Пока собственники не поймут, что начинать нужно не с того конца, результата не будет. Главный капитал любого предприятия — высокомотивированная целеустремленная команда, не зря самую высокую эффективность всегда демонстрируют компании, работающие по схеме «персонал — клиент — прибыль». Вкладывай в людей — остальное они сделают сами». В НПФ «Пакер» хорошо понимают, за какое сложное дело взялись. Но «сложно», видимо, отговорка для тех, кто боится экспериментировать, через трудности идти к поставленной цели. «Для чего я все это говорю? — делает паузу наш собеседник. — Чтобы компании развивались и становились лучше, чем наша. Вот вы вернетесь в редакцию — расскажите всем, что увидели хорошего, и попробуйте внедрить у себя этот опыт. Иначе никогда у нас в России ничего не изменится».

Заказать звонок

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c условиями пользования и политикой конфиденциальности.

Предложение о сотрудничестве

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c условиями пользования и политикой конфиденциальности.